Методика обучения чтения |
Автор методики |
Год создания |
Для какого возраста |
Особенности методики |
Достоинства методики |
Недостатки методики |
Звукобуквенная методика обучения |
Д.Б. Эльконин |
|
Старший дошкольный и младший школьный возраст |
Подразумевает особый подготовительный этап к освоению чтения – введение ребенка в фонемную систему языка, освоение фонемного анализа |
Ускоряется освоение действия чтения
Дети хорошо ориентируются в фонематической системе языка
Развивается фонематический слух, очень чутко относятся к звуковой форме слов
Значительно облегчается усвоение письма и орфографии, количество ошибок при письме снижается
Формируется интерес к языку и его законам
Дети скорее и легче переходят к слитному чтению
|
Не предусматривает занятия для детей раннего возраста
Обучение по данной методике достаточно продолжительно |
Методика обучении чтению Н.Зайцева |
Н. Зайцев |
|
От 6 месяцев |
Учимся играя! Основа чтения – склад и видит его малыш на кубике. Кубики различны по цвету, размеру и звуку, которому они издают. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. |
Читаем быстро, читаем бегло.
Пишем грамотно.
Система не привязана к возрасту.
«Скорая помощь» для нечитающего ребенка (выстроена таким образом, что в ней легко разобраться и легко работать)
Дети играют сами.
Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств |
Переучиваемся в школе.
Непоследовательность метода |
Методика послогового чтения Т.С. Резниченко |
Т.С. Резниченко |
|
От 3х лет |
Вместо того чтобы знакомить ребенка с правилами чтения слогов, ему просто демонстрируют, как они читаются. |
Быстрый результат |
Строгий порядок введения слогов |
Обучение чтению по системе М.Монтессори |
М.Монтессори |
|
От 4-х лет |
Обучение чтению с помощью специальных игр и упражнений. Родителю (педагогу) в системе Монтессори отведена роль внимательного наблюдателя. |
Дети, учившиеся читать по методу Монтессори, очень быстро начинают читать без ошибок.
Читают про себя.
В процессе развивается много полезных навыков и качеств
Дети рано приучаются к порядку.
Малыши самостоятельны, умеют занять себя.
Упражнения и игры развивают аналитическое мышление, логику.
Многие Монтессори-материалы не только учат читать, но развивают мелкую моторику – важный элемент общего развития интеллекта |
Громоздкость материалов.
В методике Монтессори практически не уделяется внимания развитию творческих способностей ребенка, его фантазии.
Страдает мамин авторитет. |
|
|
|
|
|
|
|
Обучение чтению по методике Г. Домана |
Г. Доман |
|
От 0 до 5 лет |
Обучение чтению с помощью карточек |
Быстрый старт, легкое начало.
Ребенок научится без серьезных потерь выдерживать большие нагрузки, будет готов к требованиям и ритму современной жизни.
У малыша будет развиваться феноменальная память.
Так же легко малыш научится считать.
Благодаря обучению по методу Домана приобретаются энциклопедические знания. |
Клеим карточки день и ночь.
Недостатки и методического характера.
Дети читаю только карточки |
Методика раннего обучения чтению П.В. Тюленева |
П.В. Тюленев |
1995 год |
От 0 лет |
Обучение с помощью специально разработанных для МИР пособий, оборудования и упражнений.
Метод интеллектуального
развития – МИР.
Принципы:
Начинаем с рождения
Развивающая среда – это обучение без научения
Самый важный навык – чтение |
Не содержит каких-либо элементов «насилия», специальных занятий, упражнений, тестов.
Методика по праву носит звание методики раннего
развития.
Не требует специальных знаний от родителей и одаренности от ребенка.
Занятия не требуют много времени. |
Недоступность материалов и пособий |
Игровая методика В.В. Воскобовича |
В.В. Воскобович |
Начало 90-х |
От 3-х лет |
Обучение чтению через игру |
Интересные, многофункциональные игры с разным уровнем сложности |
Игрушки Воскобовича невозможно сделать самим. |
Методика обучения чтению А.М. Кушнира |
А.М. Кушнир |
|
От 5,5 лет |
Содержанием и предметом урока чтения становится само чтение. Нет никаких тренировочных и адаптированных текстов.
Читают сразу и исключительно высокохудожественные оригинальные произведения. |
Учимся быстро.
Читаем быстро.
Дети любят книгу.
Скорость чтения не мешает понимать смысл.
Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. |
Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день.
Вашего малыша ожидают трудности в школе.
Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. |
Техника быстрого чтения |
О.А. Кузнецов, Л.В. Хромов |
|
|
Каждый раз, прежде чем начать чтение, надо выбрать определенный режим в соответствии с целями, задачами и бюджетом времени.
При обучении быстрому чтению по данной отечественной методике ставится задача воздействовать на две группы факторов: причинные и следственные. |
|
|