Персональный сайт педагога 

Горячковой Анны Сергеевны

Методы обучения чтению

 

 

Метод обучения чтению

Автор метода

Год создания

Возраст

Особенности метода

Достоинства метода

Недостатки метода

Метод глобального чтения

Американский нейрофизиолог Г. Доман

Корсунская Б.Д.

А.А. Маниченко

В России метод появляется в начале 20-х годов.

С 6 месяцев

Чтение начинается не звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Единицей чтения является целое слово, а его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Дети запоминают сначала целое слово, а потом разделяют его на буквы.

Позволяет сразу ввести в круг чтения детей

значительное количество слов, необходимых для

образовательных целей.

1. Пассивность ребенка: от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного,

просто показывают карточку – и все.

2. Ребенку

необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не всем детям это под силу.

3. Методика рассчитывалась

для обучения чтения на английском языке, а русское

словообразование сильно отличается от английского. В

английском нет падежей и родов, а все возможности русского

языка нереально разместить на карточках.

Метод чтения целых слов

В. Золотов

1917 г. (Россия)

Обучение чтению начинается с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Обучение начинается с осмысленных звуковых комплексов (целых слов)

Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, читать их как «иероглиф», не вычленяя отдельные буквы.

1. Значительно ускоряется темп умственного и речевого развития

детей, достигаются хорошие навыки в глобальном чтении с губ,

а обучение говорению облегчается, причем само произношение

детей отличается большей плавностью и ритмичностью.

2. Осмысленность и актуальность материала, естественность

способа его преподнесения сообщают всей учебной работе

живой, непринужденный характер и способствуют

возбуждению у детей интереса к классным занятиям.

3. Дает детям возможность вкусить радость

применения устного слова, способствуя тем самым развитию у

них потребности в нем.

Речь детей,

обучавшихся по методу целых слов, полна дефектных звуков,

что является следствием отказа от специальной работы над

слогами и звуками.

Метод дает

положительные результаты только у детей с хорошими

способностями к устной речи, в то время как для остальных он

слишком труден.

К. Малиш (использование метода для глухонемых детей)

1919 г.

Метод послогового чтения

Конец XIX века

К.Г. Житомирский и А.И.

Анастасиев,

2-3-4 года

Единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное

сочетание букв как цельный графический элемент.

Научившись читать,

ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя

свою любознательность.

Склад воспринимается как самостоятельная единица (буква), в связи с чем, в дальнейшем у ребенка могут возникнуть сложности с выделением отдельных букв в слове.

1924 г.

Ф.П. Мироносицкий

Звуковой метод

XIX в.

К.Д. Ушинский

3,5 года

Не требует заучивания

условных названий букв

Обучение начинается с выделения из слов отдельных звуков, из

которых затем уже образуются слова.

1. Метод учит читать правильно, согласно психическим

особенностям человека. Поэтому, как только ребенок

разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто,

без ошибок.

2. Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не

будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический

разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение

гласных и согласных звуков не будут представлять для него

сложности.

3. Н. аиболее

подходит к структуре русского языка. Дети быстро научаются

писать грамотно, легко ориентируются в правилах, интуитивно

чувствуют язык.

4. Единственный метод, который не требует

большой подготовительной работы.

1. Ребенок, которого обучали таким методом, не начнет

читать сразу целыми словами и предложениями. Путь от звука

к слогу и слову достаточно трудный и длинный. Ребенок долго

будет читать слова по слогам, довольно медленно, с ошибками.

Особенно это касается слов с твердым, мягким знаком,

сложными слогами, состоящими из трех, четырех букв. И даже

простые по составу, но длинные слова ребенок будет читать с

трудом.

2. Поскольку чтение, соединение слогов в слово требует

усилий, то на первых порах ребенок будет читать слово, но не

понимать его смысл.

3. Материал

звукового метода достаточно сложен, упражнения хоть и

напоминают по форме игры, но требуют от ребенка усилий.

Поэтому раньше трех с половиной лет начинать бессмысленно.

А значит, бегло читать ребенок научится не раньше пяти лет.

Дата последнего обновления страницы 12.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»