Метод глобального чтения |
Американский нейрофизиолог Г. Доман
Корсунская Б.Д.
А.А. Маниченко |
В России метод появляется в начале 20-х годов. |
С 6 месяцев |
Чтение начинается не звуковой работы, не с букв, не со слогов, а с прочтения целых слов, без расчленения их на буквы. Единицей чтения является целое слово, а его графическое изображение воспринимается как идеограмма. Дети запоминают сначала целое слово, а потом разделяют его на буквы. |
Позволяет сразу ввести в круг чтения детей
значительное количество слов, необходимых для
образовательных целей. |
1. Пассивность ребенка: от него не ждут реакции, не задают вопросы на закрепление усвоенного,
просто показывают карточку – и все.
2. Ребенку
необходимо самостоятельно догадаться о принципе чтения, а не всем детям это под силу.
3. Методика рассчитывалась
для обучения чтения на английском языке, а русское
словообразование сильно отличается от английского. В
английском нет падежей и родов, а все возможности русского
языка нереально разместить на карточках. |
Метод чтения целых слов |
В. Золотов |
1917 г. (Россия) |
Обучение чтению начинается с учетом индивидуальных особенностей ребенка. |
Обучение начинается с осмысленных звуковых комплексов (целых слов)
Ребенок должен научиться узнавать слова целиком, читать их как «иероглиф», не вычленяя отдельные буквы. |
1. Значительно ускоряется темп умственного и речевого развития
детей, достигаются хорошие навыки в глобальном чтении с губ,
а обучение говорению облегчается, причем само произношение
детей отличается большей плавностью и ритмичностью.
2. Осмысленность и актуальность материала, естественность
способа его преподнесения сообщают всей учебной работе
живой, непринужденный характер и способствуют
возбуждению у детей интереса к классным занятиям.
3. Дает детям возможность вкусить радость
применения устного слова, способствуя тем самым развитию у
них потребности в нем. |
Речь детей,
обучавшихся по методу целых слов, полна дефектных звуков,
что является следствием отказа от специальной работы над
слогами и звуками.
Метод дает
положительные результаты только у детей с хорошими
способностями к устной речи, в то время как для остальных он
слишком труден. |
Метод послогового чтения |
Конец XIX века |
К.Г. Житомирский и А.И.
Анастасиев, |
2-3-4 года |
Единица чтения — слог, предполагают, что ребенок осознает определенное
сочетание букв как цельный графический элемент. |
Научившись читать,
ребенок дальше, в процессе самостоятельного чтения уже развивается сам, даже без помощи взрослых, лишь удовлетворяя
свою любознательность. |
Склад воспринимается как самостоятельная единица (буква), в связи с чем, в дальнейшем у ребенка могут возникнуть сложности с выделением отдельных букв в слове. |
Звуковой метод |
XIX в. |
К.Д. Ушинский |
3,5 года |
Не требует заучивания
условных названий букв
Обучение начинается с выделения из слов отдельных звуков, из
которых затем уже образуются слова. |
1. Метод учит читать правильно, согласно психическим
особенностям человека. Поэтому, как только ребенок
разберется со слогами, потренируется, он будет читать чисто,
без ошибок.
2. Ребенок, начавший обучение чтению с изучения звуков, не
будет испытывать трудности в школе. Ни фонематический
разбор, ни деление слов по слогам при переносах, ни выделение
гласных и согласных звуков не будут представлять для него
сложности.
3. Н. аиболее
подходит к структуре русского языка. Дети быстро научаются
писать грамотно, легко ориентируются в правилах, интуитивно
чувствуют язык.
4. Единственный метод, который не требует
большой подготовительной работы. |
1. Ребенок, которого обучали таким методом, не начнет
читать сразу целыми словами и предложениями. Путь от звука
к слогу и слову достаточно трудный и длинный. Ребенок долго
будет читать слова по слогам, довольно медленно, с ошибками.
Особенно это касается слов с твердым, мягким знаком,
сложными слогами, состоящими из трех, четырех букв. И даже
простые по составу, но длинные слова ребенок будет читать с
трудом.
2. Поскольку чтение, соединение слогов в слово требует
усилий, то на первых порах ребенок будет читать слово, но не
понимать его смысл.
3. Материал
звукового метода достаточно сложен, упражнения хоть и
напоминают по форме игры, но требуют от ребенка усилий.
Поэтому раньше трех с половиной лет начинать бессмысленно.
А значит, бегло читать ребенок научится не раньше пяти лет. |